Резьба XIX - XX веков

  

В начало 
Обо мне 
О резьбе 
Фотогалерея 
Инструмент 
Уроки 
Ссылки 
Контaкты 
Гостевая 

 

[Резьба XI - XVIII веков][Заготовка древесины][Резьба XIX - XX веков][Плосковыемчатая резьба][Рельефная резьба][Прорезная резьба][Плоскорельефная резьба][Скульптурная резьба][Токарные работы][Рекомендую прочитать]

 

                                                             

Богородская скульптура и игрушка

Село Богородское издавна принадлежало к владениям Троице - Сергиевой Лавры, при которой еще в XV - XVI веках были широко развиты народные ремесла. В начале XX века была организована артель,  которая в 1960 году была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы.

Наиболее ранние произведения богородских резчиков, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к концу XVIII - началу XIX века. Это нарядные куклы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры так называемой "китайской мелочи" и многие другие персонажи. Из этих фигурок можно составить разнообразные жанровые сценки.

Для каждого популярного сюжета и образа, привлекавшего внимание мастеров, отрабатывалась наиболее выразительная композиция, удобная для повторения и предельно экономная в отношении затраты труда; фигуры имели наиболее типичный силуэт, необходимые детали были тщательно отобраны, канонизирована техника резьбы фигурок от первичной обработки чурки до окончательной отделки.

Исходную форму первоначального куска дерева выбирали с учетом композиции. Очертания намечали при зарубке топором. Наметив в стадии зарубки основное положение и пропорции фигурок, мастер удалял с помощью стамесок лишнее количество древесины и уточнялдетали. Завершали обработку поверхности изделия при помощи богородского ножа. Следы обработки ножом и стамеской сохранялись и после отделки изделия. Они позволяли подчеркнуть красоту материала и виртуозность техники исполнения, придавали выразительность деталям. В готовом изделии оставалось  ощущение формы деревянной горбушки. Отчасти поэтому, даже не беря в руки богородские изделия, не чувствуя ихлегкости, не ощущая поверхности, можно безошибочно узнать материал. Животные в богородской игрушке выглядят очеловеченными.

Абрамцево - Кудринская резьба

В 80 годах XIX века в Абрамцево - подмосковном имении мецената С.И.Мамонтова были организованы мастерские резьбы по дереву, первоначально предназначавшиеся для нужд имения. В Абрамцево бывали великие российские художники - Васнецов, Поленов, Поленова, Репин, Суриков, Серов, Врубель. Многие из художников , приезжавших в Абрамцево, создавали образцы мебели, посуды, утвари в народном стиле. Елена Дмитриевна Поленова приняла на себя руководство мастерскими и школой резьбы по дереву. К концу 80 - х годов XIX века мастерские начали выпускать изделия на продажу. Е. Д. Поленова выполняла рисунки для резной мебели и утвари, коллекционировала изделия народных мастеров различных областей России, демонстрировала их  художникам и мастерам, посевщавшим Абрамцево. Особенностью этих изделий являлось то, что в них были использованы орнаменты вязания кружев, вышивки, росписи.

 

 

 

 

В 1887 году в мастерские Абрамцево пришел резчик - крестьянин села Кудрино - Василий Петрович Ворносков. Работы этого резчика оказали значительное влияние на дальнейшее  развитие абрамцевской резьбы. В. П. Ворносков использовал мотивы и приемы Вологодской плоскорельефной резьбы XVII - XVIII веков, отличавшейся характерной формой веток и листьев в виде закругленных пальчатообразных завитков, а также знакомые по пряничным доскам силуэты птиц и коней, свойственные орнаментам того времени.

Его творчество стало определяющим в развитии промысла. Художественное наследие мастера многообразно. Он создавал мебель, домашнюю утварь, чернильные приборы, ларцы, декоративную скульптуру. Использовал различные приемы подкрашивания, полировки, заоваленную технику резьбы, при которой края орнамента срезали (закругляли). Все это с успехом используют и современные резчики.

В 1921 году В. П, Ворносков возглавил артель "Возрождение", объединившую резчиков села Кудрино и соседних деревень. В дальнейшем мастера деревень Кудрино, Мутовки, Левково и других были соединены в " Ахтырскую артель столярно  - резных художественных изжелий".После смерти В. П. Ворноскова в 1940 году ведущим мастером абрамцево - кудринской резьбы стал мастер М. А. Артемьев, для работ которого характерна резьба с выборным (углубленным по отношению к орнаменту) и канфаренным (чеканным) фонами. В 1918 году в Абрамцево был организован музей. С 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой Ахтырка стало Государственным историко - художественным и литературным музеем - заповедником.

Хотьковский промысел

Декоративно - прикладное производство в городе Хотьково Московской области было организовано в 1947 году. Первоначально здесь занимались изготовлением пуговиц, брошей, пряжек, заколок и вырезали из кости цевки. В дальнейшем в ассортименте артели появилась декоративная скульптура из кости, мелкие туалетные коробочки, ларчики, пудреницы, подносики с миниатюрной рельефной и ажурной резьбой. Для изготовления изделий использовали такие породы дерева, как орех, тис, капо - корень и т.д., которые дополнительно украшали костяными резными вставками.

К 60 - м годам хотьковские мастера осваивают и другие материалы - самшит, эбонит, гетинакс, перламутр. Резьба по самшиту приобрела в артели значение самостоятельного творческого профиля. Первые образцы в помощь мастерам были созданы художниками НИИ художественной промышленности: Н.Б. Скубенко, Д.Н. Шушкановым, З.М. Зенковой, К.Г. Зориловым и многими другими.

Резьба Нижегородской губернии

Резьба по дереву является старинным исконным промыслом жителей Нижегородской области. Сохранились резные долбленные ковши, чаши и ложки местной работы XVII - XVIII веков с богатым резным декором.

В начале XX века семеновские мастера работали по заказам Нижегородского губернского земства, получая образцы, в том числе из абрамцевской мастерской. Семеновские мастера особое внимание уделяли формам токарных изделий.

В 20 - 30 годах XX века на развитие резного искуства большое влияние оказал Г.П. Матвеев, с именем которого связаны характерные композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур. Поверхность орнаментов отличалась тем, что была блестящей, полированной, а выбранный фон - темным, матовым того же тона или контрастным.

Резьба Вятской губернии

Широкое распространение в Вятской губернии имели архитектурная резьба, производство долбленой деревянной посуды, ложкарное дело. В конце XIX - начале XX веков промыслы возглавлялись Вятским Губернским земством. Было организовано производство деревянных шкатулок , полочек, рамок и других изделий с резьбой, росписью и выжиганием.

К 60 - м годам промысел был специализирован на геометрическую резьбу. В этом промысле используют прием оформления изделий светлым резным орнаментом, контрастно выделяющимся на темном лакированном фоне. Резьбу обычно выполняют уже после их окрашивания и нанесения лака.

 

[В начало][Обо мне][О резьбе][Фотогалерея][Инструмент][Уроки][Ссылки][Контaкты][Гостевая]

Авторские права (C) 2006 Karpoukhin1.narod.ru все права зарезервированы.

karpoukhin1@yandex.ru

 

Hosted by uCoz