Плоскорельефная резьба
В начало 
Обо мне 
О резьбе 
Фотогалерея 
Инструмент 
Уроки 
Ссылки 
Контaкты 
Гостевая 

 

[Резьба XI - XVIII веков][Заготовка древесины][Резьба XIX - XX веков][Плосковыемчатая резьба][Рельефная резьба][Прорезная резьба][Плоскорельефная резьба][Скульптурная резьба][Токарные работы][Рекомендую прочитать]

 

                                               

Один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Резьба невысокого, плоского рельефа орнамента. Ее выполняют так, чтобы фон вокруг всего рисунка был срезан или полностью удален на глубину 5 - 7 мм.

В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей или отдельных граней при одинаковой глубине основного фона.

Плоскости орнамента, в свою очередь, могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением и стать вогнутыми, частично прямыми или выпуклыми.

В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реалистичном виде изображают растительный орнамент, птиц, животных и фигуры людей.

Плоскорельефная резьба может быть выполнена с различными фонами: заоваленным, подушечным, выбранным, подобранным и поднутренным.

1. Плоскорельефная резьба с заоваленным фоном ( контуром)

Для ее выполнения по контуру рисунка вырезают канавки, в этом она сходна с контурной резьбой. Различие состоит в том, что в последующем контуры рисунка заоваливают (скругляют), как со стороны орнамента, так и со стороны фона.

На первом этапе делают надрез  ножом косяком по контуру рисунка. На закруглениях рисунка надрезы выполняются полукруглыми стамесками соответствующего профиля, а при определенном навыке - частью лезвия. Например, если линия изгиба рисунка круче радиуса стамески, то операцию можно выполнить уголком отлогой стамески, проворачивая стамеску вокруг ее оси.

Затем снимают фон вокруг рисунка тем же ножом или плоской стамеской с наклоном к плоскости заготовки под углом 30° и скругляют его при следующих проходах ножом - косяком или стамесками на поворотах рисунка.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливать круче, со стороны фона - отлого, тогда рисунок будет смотрется более выпуклым. После заоваливания с помощью резцов возможно шлифование шкуркой. Эти приемы характерны для кудринской резьбы.

 

 

 

 

 

2.Плоскорельефная резьба с подобранным фоном

Резьбус подобранным фоном на первом этапе выполняют аналогично плоскорельефной с заоваленным фоном с той разницей, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плоскости заготовки (30 - 45°) и далее не обрабатывают ( не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

3. Плоскорельефная резьба с подушечным фоном

Резьба с подушечным фоном - это разновидность резьбы с заоваленным контуром. А отличается она тем, что фон нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Технология исполнения аналогична резьбе с заоваленным контуром.

4. Плоскорельефная резьба с выбранным и поднутренным фоном

Отличается от других видов тем, что вокруг оконтуренного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту ( обычно на 5 - 7 мм ) в зависимости от замысла, заготовки и других особенностей.

Примером плоскорельефной резьбы с выбранным фоном могут служить изделия кудринской резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто переходит в рельефную и четких определений давать не стоит, так как чаще всего используются комбинированные виды резьбы. При составлении рисунка следует хорошо продумать будущее изображение в местах пересечения элементов растительного орнамента, а также сопряжение отдельных частей фигур людей и животных на разных уровнях; и чем их больше, тем сложнее все предусмотреть и представитьв объеме готовое изображение. Для выполнения подобной работы требуются навыки, которые закрепляются со временем при изготовлении изделий с постепенным набором сложности.

Выборку фона начинают с надреза контура рисунка ножом - косяком или богородским ножом с наклоном 60 - 85° к плоскости изделия. Кончик ножа - косяка должен быть направлен от рисунка. Надрезав контур рисунка по всему периметру, приступают к выборке фона, которую выполняют разными инструментами: ножом - косяком или полукруглыми и отлогими стамесками. Зачищают и выравнивают фон плоскими стамесками или клюкарзами и ножом косяком.

Выбирать фонследует аккуратно, чтобы не повредить края орнамента. Полностью выбрав фон, переходят к проработке форм рисунка - переплетениям растительного орнамента и деталям фигур.

Резьба с поднутренным фоном отличается от резьбы с выбранным фоном тем, что в первом случае материал частично удаляют из - под возвышающегося над фоном орнамента под определенным углом.

Края орнамента могут быть заовалены или подрезаны (поднутрены).  Фон отделывают по разному. Его можно сделать ровным и гладким, что требует тщательной отделки, либо обработать чеканом или пуансоном. С этой же целью можно использовать бор от бормашины. Фон можно оставить и со следами (порезками) обработки от полукруглой стамески.

 

 

[В начало][Обо мне][О резьбе][Фотогалерея][Инструмент][Уроки][Ссылки][Контaкты][Гостевая]

Авторские права (C) 2006 Karpoukhin1.narod.ru все права зарезервированы.

karpoukhin1@yandex.ru

 

Hosted by uCoz